+7 (812) 648-00-40

История катеров: от Древнего Египта

Катер — небольшая лодка со стационарным мотором. Ее «предками» можно назвать парусные лодки древних египтян, которые более 6 тысяч лет назад уже занимались мореплаванием. Первые судна были трудноуправляемыми и неуклюжими, а максимальная скорость их перемещения составляла 5 км/ч.

Есть достоверные подтверждения, что уже 4 тысячи лет назад у небольших египетских суден существовали капитаны и штурманы. Использовались лодки в экскурсионных целях, а не только для пересечения акваторий ради торговли или рыбной ловли.

Создание первых моторов

Первый моторный катер появился в 1886 году. Его создателем был Готлиб Даймлер. Катер назывался «Некар» и вмещал 11 человек. Длина катера была 6 м, ширина — всего 1.5 м. Мощность бензинового двигателя — двухцилиндрового четырехтактного мотора — составляла 2 лошадиных силы, частота вращения — 800 оборотов в минуту. Это был прорыв — существующие до этого двигатели имели частоту вращения 100-150 оборотов в минуту.

Следующий катер с мотором принадлежал Вильгельму Майбаху. К сожалению, полноценно испытать собственноручно сконструированный мотор ему не удалось: во время тестирования катера на реке Майне в 1887 г. его задержала полиция.

А вот Карлу Бенцу, который спустил моторный катер на воду в том же году, повезло больше. Ему удалось прокатиться самому и продемонстрировать свое творение всем, кто в тот момент гулял по берегам р. Шпрее неподалеку от Берлина.

Первые бензиновые двигатели были тяжеловесными и громоздкими. Благодаря Даймлеру, который продолжал усовершенствовать свою разработку, уже в 1889 г. двигателями начали оснащать рабочие катера.

Появление гоночных катеров и первые соревнования

Несколько лет спустя прогресс коснулся не только моторов, но и самих катеров — были разработаны классические обводы, которые применяются и в наше время. Они включали острый нос и транцевую корму — корму с плоски срезом в подводной части.

1903 год стал знаковым для катеров — в Монако на озерах Нового Света прошли первые в мире гонки моторных катеров. В этом же году прошли первые гонки на приз лорда Хармсворта или, как его еще называли, Британский приз. Их победителем стал катер «Нэпир», длинной 12 м, шириной всего 1.6. Стоит сказать, что в то время почти все катера были длинными и узкими, знакомую нам форму они получили несколько позже. Скорость катера «Нэпир» составляла 35 км/ч, а мощность двигателя — 65 лошадиных сил, что тогда казалось невероятно много.

!!В России первые гонки катеров прошли в 1904 году на Неве в Петербурге.

В 1904 году, т. е. спустя всего 18 лет после появления первого моторного катера, был разработан катер, передвигающийся со скоростью 52 км/ч. Мощность его мотора составляла 350 лошадиных сил.

В 1907 г. были проведены первые океанские гонки моторных катеров. Гонки проходили вдоль Бермудских островов и оказались довольно популярными. В дальнейшем турнир проводился еще шесть раз.

Переход к классическому виду и оснащению

С увеличением скорости моторных катеров разработчики пришли к выводу, что необходимо изменить и форму. В 1908 году при конструировании катеров стали использовать принцип скольжения. А уже четыре года спустя появились привычные нам V-образные обводы.

Но если скоростные катера видоизменялись, то туристические долгое время оставались верными большой длине. Стандартная длина туристических моторных катеров до Первой мировой войны составляла от 12 до 15 м, ширина — от 2 до 2.6 м.

В 1912 году катера впервые оборудовали дизельными моторами. Но широко распространенными такие моторы стали только 8 лет спустя с разработкой бескомпрессорного впрыска топлива. Начиная с 1930 года, из-за дешевизны и высокой пожаробезопасности, моторные катера стали массово оснащаться дизельными двигателями. К этому периоду двигатели стали значительно легче, а частота их вращений возросла.

Вскоре дизельными двигателями стали укомплектовывать скоростные катера. В 1967 году появился гоночный катер с дизельным мотором, скорость которого превышала 100 км/ч.

!! Первым официально признанным рекордсменом мира стал американец Гар Вуд. Зафиксированная во время Чемпионата Мира 1928 г. скорость катера составила 149, 41 км/ч. Позже он становился рекордсменом еще четыре раза, добившись скорости более 200 км/ч.

Скорость современных гоночных катеров может превышать 500 км/ч. Конечно же, туристические и прогулочные катера с такой скоростью не ездят. Если вы решите взять в аренду катер, максимальная скорость, с которой он буде передвигаться, не превысит 100 км/ч.

div#stuning-header .dfd-stuning-header-bg-container {background-size: initial;background-position: top center;background-attachment: initial;background-repeat: initial;}#stuning-header div.page-title-inner {min-height: 110px;}